Польское католическое кладбище в Смоленске
     Сегодня я хочу рассказать о, наверное, самом необычном для Смоленска кладбище - Польском кладбище. Расположено оно на улице Урицкого, рядом с католическим костёлом, через дорогу от кладбища "Клинок", о котором я уже рассказывал ранее. Кладбище уникально для города тем, что подавляющее большинство захоронений на нём - довоенные, а многие даже и дореволюционные.

     Как известно, у Смоленщины с Польшей особые отношения. Смоленск принадлежал полякам в 1611-1654 годах, и в связи с этим ещё несколько веков вперёд в нём жило большое количество поляков и литовцев, как, впрочем, и "понаехавших" евреев и немцев. Ярче всего об этом может говорить наличие в Смоленске культовых сооружений разных национальностей - немецкой кирхи на улице Ленина (ныне - шахматный клуб), еврейской синагоги (ныне - главный корпус колледжа связи и телекоммуникаций) и, конечно, католического костёла на улице Урицкого. Костёл - выдающий памятник архитектурного искусства XIX века. В 1894 году он был заложен (именно цифры этого года выложены над главным входом, который не открывали уже лет 80, если не больше), а в 1897 году - окончательно достроен. Поскольку паства у костёла была, то возникновение рядом с ним кладбища стало закономерным.

     В 1937 году костёл был закрыт. С тех пор в здании размещается государственный архив Смоленской области, под который сейчас строится новое здание. Когда архив будет перевезён, костёл обещают возвратить католической общине. Сейчас же и костёл, от которого отваливаются кирпичи и железными листами закрыты окна, и само кладбище находятся в удручающем состоянии. Большинство могил заросло сорняками, а кое-где даже здоровенные деревья вылезли из-под земли прямо рядом с надгробиями, повредив их. Полякам, видимо, не до этого кладбища, потому что в Смоленске же ещё есть Катынь и теперь ещё и поляна рядом с авиазаводом, где разбился самолёт.

     Выдающихся людей на кладбище практически нет. Среди таковых можно отметить доктора исторических наук, профессора Александра Петровича Дьяконова (1875-1943), исследователя истории античности и средних веков. На могиле эпитафия из стихов Некрасова.

     Внимание привлекает могила (может быть, потому, что единственная на кладбище с оградой) профессора Ивана Осиповича Михайловского (1874-1937), правда, о нём мало что известно.

     Единственная более-менее причёсанная часть кладбища - та, где, по видимости, хоронили священников костёла, у самой ограды костёла. на фоне унылых обелисков сияет даже непривычное для этих мест надгробие епископа Стефана Денисевича (1836-1913), который был настоятелем костёла в 1866-1898 годах (просто до костёла там стояла другая церквушка), а затем до своей смерти был епископом в Могилёвской епархии. По всей видимости, поляки заменили ему надгробие и выложили вокруг брусчаткой.

     В самом центре кладбища находится чей-то склеп с колоннами. Весьма монументально, правда внутрь не попасть.

     Кладбище, как я уже говорил, ужасно неухоженное, практически заброшенное. Властям дела до него нет, полякам пока тоже недосуг им заниматься. Возможно, дело изменится. вместе с передачей костёла католикам.
     Некоторые из могил представляют собой интересные скульптурные работы, например, высеченные из камня пеньки с обрубленными сучьями и свитком с именем и данными в центре.

Однако в большинстве своём это покосившиеся или даже обломанные временем или алкашами, в изобилии водящихся здесь в тёмное время суток, кресты.

Есть могила с выгравированной звездой, однако прочесть что-либо на ней невозможно.

     В глубине кладбища находится могила Ольги Васильевны Бутько с эпитафией: "Пала жертвой хулигана". Сейчас это нехилый обелиск, но раньше эта могила ничем особым не выделялась, видимо, поставили не так давно.

Приятель, любивший здесь по молодости побухать, рассказывал, что где-то тут есть могила с одной-единственной надписью: "За что?", но я её не нашёл.
     По другую сторону аллеи от могилы Денисевича выложена куча камней с большим крестом. Установлено сие сооружение явно не так давно. Вероятно, поляками. Похожие я видел в Катыни, ещё когда мемориал только строился. Может, это своеобразный кенотаф репрессированным советской властью священникам костёла?

     Собственно, для исследователя Польское кладбище, думаю, богатая пища для его исследований. У большинства других людей оно не вызывает никаких эмоций, кроме тоски и уныния. Кладбище уже давно проходной двор для жителей близлежащих домов, а местной алкашне, видимо, очень удобно ставить бутылки и класть плавленые сырки на надгробия. За большинством могил ухаживали последний раз, похоже, еще до революции. Результат соответствующий. Кстати, где-то в районе улицы Большой Краснофлотской было и немецкое кладбище, а теперь там жилые дома, так что кладбищу поляков, можно сказать, повезло ещё. Может быть, со временем всё изменится. Вот группа фотографий с кладбища в его современном виде...


Сергей Семенов     

/Кладбища России/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.