Отчет о поездке 12-14 июня 2008 г. Москва-Ржев-Погост Голенково-Осташков-Вышний Волочек-Бологое-Березайка-Москва (Катенька)
     12-14 июня 2008 г. состоялась поездка в Тверскую область. В ней приняли участие Петр Устинов и Александр Демидов. Основные задачи этого путешествия – посещение Никольской церкви, где сохранились два фаянсово-эмалевых иконостаса, посмотреть которые мы собирались несколько лет и могила Екатерины Головиной, которую разыскивает Двамал. И вот свершилось! В 11-15 наша машина выбралась на Рижское шоссе. Время от времени по сторонам дороги начинают попадаться люпины, то островками, то целыми полями – очень красивое зрелище! За Зубцовым поворот на Ржев, в который мы прибываем в 14-15.
     В городе два кладбища – старообрядческое и, на высоком правом берегу Волги, Казанское. При нем – Воскресенский собор. Отсюда открывается вид на заречную часть города, поля и дальний лес. У входа на кладбище – стела на безымянной могиле с образом Богоматери, явно часто посещаемая. Далее – могила начальника Калининской железной дороги Героя Соцтруда и депутата ВС А.М.Васильева, которая привлекла внимание другим его, "железнодорожным" званием: генерал-директор движения 1 ранга. Рядом могила 12-летней девочки с наивной, но трогательной надписью. Других примечательных захоронений мы не обнаружили.

Могила А.М.Васильева

Могила 12-летней девочки

     Далее наш путь лежит через Селижарово и Березуг в Погост Голенково. Дорога разбита и быстрой езде не способствует. Временами веселят местные "бизнесмены" с плакатами "ЧЕРВИ". Это для рыбаков, знающих, что такой наживки на берегах Селигера не сыщешь. Вот и мост через речку Тихвину, за которой на небольшой площадке можно оставить машину и пройти в ограду Никольской церкви.

Погост Голенково. Никольская церковь

     Далее приводим обширную цитату из брошюры Г.Н.Осиповой "Святые места земли Селижаровской".      "На высоком берегу реки Тихвины, впадающей в Селижаровку, в 20 километрах от райцентра находится своеобразный архитектурно-ландшафтный комплекс - погост Голенково. Словно в сказку попадаешь, когда видишь церковь во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца: она построена в нарядном русско-византийском стиле. На юге от нее гармоничная часовня-усыпальница, облицованная красным гранитом и редким черным габбро. Чуть вдалеке от западной части храма - стройная четырехярусная колокольня, шпиль которой виден за несколько километров, сразу за ней - сельское кладбище и лес...
     Впервые Голенково упоминается в духовной грамоте князя Федора Борисовича Волоцкого, "который в 1506 году пожаловал его Селижарову Троицкому монастырю". Церковь, как видно из указа Консистории от 14 июня 1748 года, существовала "почти на том же месте и до Литовского разорения и в том же наименовании". Тогда она имела довольно значительный приход. Но в "смутное время" все деревни в округе разорены, церковь опустевает, ветшает и к середине XVIII столетия разваливается. В 1748 году остается лишь одна деревянная часовня со сбереженными образами.
     На средства прихожан в 1752 году построена небольшая новая церковь из дерева, которая просуществовала более 100 лет. В 1882 году по оригинальному проекту, благодаря местному помещику, воздвигнут каменный храм, сохранившийся и доныне. Александр Павлович Ветлиц был отставным капитаном, человеком деятельным и незаурядным, из большого рода Рославльских казаков Ветлицев (фамилия связана с названием реки в Смоленской области )..../ Ветлицы - русский дворянский род, ведущий начало от Ивана В., верстанного поместным окладом в 1662 г., и его сыновей: Дмитрия, Кузьмы и Антона. Род В. записан в VI ч. род. Кн. Смоленской и Тверской губ., Брокгауз и Эфрон, Биографии, т.З, стр.274. / Прах А.П.Ветлица и его жены Ольги Алексеевны покоится в родовой часовне-усыпальнице.

усыпальница А.П. Ветлица и его жены

Внутренний вид усыпальницы Ветлицев

     В церковной ограде находятся старинные захоронения священнослужителей: тесаные гранитные кресты, надгробья, ушедшие в землю, поросшие мхом времени. Среди них и могила протоиерея Иоанна Эпенетовского, более 40 лет прослужившего в Голенкове, именно при нем строился каменный храм. В Никольской церкви имеются три престола. Главный - во имя святителя Николая, два других престола освящены в честь Казанской иконы Божией Матери и Рождества Христова.

Престол во имя Святителя Николая

Икона Святителя Николая

     В храме сохранились два редких фаянсово-эмалевых иконостаса, изготовленных на одной из фабрик "Товарищества М.С.Кузнецова" в конце XIX века. Они поражают взор изяществом линий, непреходящей новизной, гармонией цвета. Один из них - золотисто-белый, другой - розово-голубой,такие же и напольные подсвечники. Известно, что автором проекта иконостаса был В.А.Косяков, профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров имени Николая I в Санкт-Петербурге. Иконы на металле написаны художником Шваревым. Как удачный образец изделий "Т-ва М.С.Кузнецова", подобный иконостас экспонировался на крупнейших выставках, в том числе в 1896г. в Нижнем Новгороде, на Парижской - 1900г. и на международной строительно-художественной - в 1908г. До революции было изготовлено около 30 иконостасов, но большинство из них уничтожено в богоборческое время. До наших дней сохранилось три в России и два за рубежом.

Иконостас престола Рождества Христова

Подсвечник перед престолом Рождества Христова

Подсвечник перед иконой Казанской Божией Матери

     Божьим Промыслом Никольская церковь в Голенкове не подверглась разорению и осквернению. Был период, когда службы в ней не проводились, но христиане свято берегли и сохраняли иконы, убранство храма. Старожилы рассказывают, как в конце 30-х годов прибыл взвод красноармейцев с приказом "закрыть церковь, реквизировать церковное имущество". Весть об этом мгновенно разносится по округе. Прихожане, побросав полевые работы, немедля прибегают к храму, плотной стеной встают перед входом и твердо заявляют, что не позволят ничего тронуть. И происходит чудо: командир уводит своих людей..."
     По дорожке поднимаемся вверх. Церковь приземистая, массивная. За ней возвышается колокольня. У храма девочка лет двенадцати сгребает скошенную в цветнике траву. Девочка (как потом выясняется - дочь отца Сергия и матушки Натальи) отправляется позвать кого-нибудь, чтобы открыть храм. Появляется женщина с большими ключами и впускает нас. Деревянные полы безукоризненной чистоты кажутся мягкими и теплыми. Потрогаешь светлые доски - они как будто бархатистые. Это зимняя церковь. Раньше отопление было под полом и тепло шло ото всей поверхности. Но оно порушено и нынче справа от входа стоит большая уродливая печь. Наверняка зимой нагреть весь этот громадный объем затруднительно.

Матушка Наталья и Александр Демидов
     Не оторвать глаз от этих светящихся иконостасов, сделанных как будто бы вчера. Матушка Наталья (а это она открыла нам дверь) приглашает нас пройти через престол святителя Николая в летнюю церковь. Там сейчас стоят леса. Настоятель храма протоиерей отец Сергий (Чивиков) еще и художник. Это он занят росписями купола и барабана. Рядом у стены большой - в рост - лист с прорисями святых, которые скоро перенесут на стену. Приход небольшой и средств для ремонта мало, а пожертвования редки. Так что приходится полагаться больше на свои силы. Из упомянутой брошюры приводим призыв о внесении посильной лепты, которую можно сделать, переведя средства на банковский счет:

     Православный приход Свято-Никольской церкви. Осташковское ОСБ №5640 г. Осташков. Тверское ОСБ №8607. БИК банка - 042809679. Расчетный счет - 40703810463160100200. Корреспондентский счет - 30101810700000000679 ИНН-693002726. КПП-693901001. ОКАТО - 28250808006

     Матушка Наталья разрешает фотографировать. Она рассказывает, что здесь уже 17 лет. Раньше жили в Голенково постоянно, но потом, когда детям надо было идти в школу, перебрались в Селижарово (своих детей у них восемь и двое приемных). Помимо службы, зимой о.Сергий преподает в воскресной школе, а матушка Наталья обучает детей вышиванию.
     Приходит Галина Евгеньевна, которая много рассказывает о храме, о помещиках Ветлицах. Она, судя по всему, заведует церковной лавкой. Именно от нее получили мы брошюру, из которой приведены цитаты. Кроме того, она обратила наше внимание на захоронение, которое при перестройке храма оказалось под полом при входе. Но надгробная доска была сохранена! Вот пример бережного отношения к памяти предков!

     Выйдя из храма, мы уже совсем было собрались уезжать, но тут повстречали о.Сергия. Это высокий, крупный человек, с открытым лицом и обаятельной улыбкой. От него мы узнаем, что недалеко, под Осташковом в селе Кравотынь, жил знаменитый церковный историк профессор Василий Васильевич Болотов, умерший в 1900г. Сын дьячка тверской епархии, Болотов получил образование сначала в семинарии, а потом в СПб. духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю. К его эрудиции прибегала высшая церковная власть, и даже иногда высшее светское правительство. Как лингвист, занимавшийся сравнительным языкознанием, он знал 12 древних и 14 новых языков.(Интересующихся отсылаем к Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, Биографии, т.2, М., 1992г.).
     Разговор наш происходит возле усыпальницы. Ее полированный красный гранит не несет следов времени, и лишь позеленевшие медные крест, купол и крыша выдают столетний возраст сооружения. Рядом надгробие из серого мрамора с надписью:

здесь покоится прах
отставного полковника
ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ
ВЕТЛИЦЪ
Сконч. 19 апреля 1896 г.

     Это брат Александра Павловича, на чьи деньги построен каменный храм и куплен фаянсовый Иконостас.
     Незаметно промелькнули почти два часа. Пора прощаться с этим замечательным местом – нас ждет Осташков. По плану, после ночевки в Осташкове, собираемся посетить могилу Лизы Чайкиной, девушки-партизанки, расстрелянной гитлеровцами в ноябре 1941г. Ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Могила находится в поселке Пено на берегу одноименного озера. На дороге Селижарово - Осташков в селе Рогожа находятся Спасо-Преображенская церковь и музей природы. К сожалению, времени у нас мало, приходится проезжать без остановки. Ближе к Осташкову вдоль дороги торгуют уже не червями, а рыбой. В город приезжаем около половины восьмого вечера. На берегу озера расположилось архиерейское подворье с Вознесенским собором (1748 г.) Раньше здесь был Знаменский женский монастырь, а сейчас территория застроена жилыми домами с палисадниками и называется все это Рабочий городок. Сюда мы заехали не случайно. В этом монастыре похоронена актриса П.И.Орлова-Савина. На полированном камне из красного гранита надпись:

Прасковья Ивановна Орлова - Савина
1815-1900
русская актриса

     Очень коротко об этой замечательной женщине. Урожденная Куликова, в 1835-47 гг. служила в Малом театре. Особую известность получила после исполнения роли Офелии в "Гамлете" с участием П.С. Мочалова. В.Г.Белинский считал ее "замечательной артисткой и для драмы и для комедии". Федор Глинка посвятил П.И. стихи "Ты возвратилась невредимой..." (наша героиня участвовала в Крымской войне в качестве сестры милосердия). В 1851-59 гг. - Александринский театр в Петербурге. Оставив большую сцену и выйдя замуж за городского голову Ф.К.Савина, поселилась в Осташкове. Главным занятием П.И. в этом городе становится благотворительность. Ее стараниями и на ее средства были открыты столовая для бедных, дом милосердия и т.д.

Могила П.И.Орловой-Савиной

     Надгробие, которое вы видите на фотографии, установлено на могиле актрисы в 90-е годы в связи со 175-летием со дня рождения и 90-летием со дня смерти взамен утраченного. Монастырские стены и башни сохранились полностью. Через южные ворота выходим на площадку между улицей и набережной, где, к своему большому удивлению, видим знак в память Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739), создателя знаменитой "Арифметики" (1703).

Южные ворота монастырской стены

Памятный знак Л.Ф.Магницкому

>

     Ездим по городу в поисках пристанища на ночь, однако мест нигде нет, даже на турбазах. Говорят, что мы попали неудачно, большой наплыв отдыхающих в эти дни. Делать нечего, принимаем решение ехать в Вышний Волочек, неподалеку от которого можно переночевать у друзей Петра. Стартуем в 21-00 и через 2 часа, преодолев 170 км по весьма неровной дороге, прибываем на место.
     Весь следующий день занят ремонтом машины - выявились значительные неполадки. Поздно выезжать нет резона; значит еще одна ночь на том же месте. Наша задача побывать еще на могилах Перхалева (Бологое) и Головиной (Березайка).
     Утром 14.06 выезжаем в Бологое. Город - хотя и важный железнодорожный узел - невелик, значительная часть населения работает на железной дороге и почти все друг друга знают. Вот и на кладбище (которое расположено при въезде в город, слева, возле озера), когда мы спрашиваем о Перхалеве, многие отвечали, что слышали о нем, а некоторые даже были с ним знакомы. Однако, где могила этого художника, известного своими лиричными пейзажами и видами Бологого, не мог ответить никто. От дальней родственницы, к которой пришлось ехать на другой конец города, кое-что узнали, но описание места не слишком точное. На кладбище мы находим подходящую под описание могилу и фотографируем, хотя нет 100% уверенности, что это могила Бориса Яковлевича Перхалева, поскольку нет никаких надписей. Фотографируем также могилу Героя Советского Союза П.И.Шпилько и очень ухоженный воинский мемориал с братской могилой.

Могила художника Б.Я.Перхалева

Могила П.И.Шпилько

Братская могила

     Покидаем Бологое, взяв курс на Березайку, где нам надо найти могилу Екатерины Алексеевны Головиной. Высокие сосны, солнце, чистый песок дорожек, подметенные территории за свежевыкрашенными оградами - таким нам предстало кладбище на въезде в поселок Березайка. У центрального входа могила летчика Ф.Ф.Голодного, погибшего в этих местах в 1941 году.

Могила летчика Ф.Ф.Голодного

     Сегодня родительская суббота, так что много народу пришло привести могилы близких в порядок. Но и здесь о Головиной, как в Бологом о Перхалеве, люди знают, даже знают, что могила ее на старом кладбище, да вот только никто не может сказать, где именно находится интересующее нас захоронение. Ходим минут 50, но никаких результатов. Вот тут-то нам и подсказывают, что узнать все точно можно у ее сына, Владимира Ивановича Головина, живущего в районе лесопилки, а где именно - "там вам каждый скажет".
     У калитки дома, который нам указали, видим худощавого человека, лицо которого до боли знакомо. Он явно ждал гостей, только никак не нас. Мы объяснили цель своего визита. Владимир Иванович радушно пригласил нас пройти, дождаться тех-ожидавшихся - гостей, всем вместе отобедать, а уж потом отправиться на кладбище. Кроме того, он обещал показать могилу бабушки, матери Екатерины Алексеевны. Заинтригованные и голодные, мы тут же согласились.
     Сын Екатерины Головиной - режиссер театра, кино и телевидения. Как актеру, наибольшую популярность ему принесли роли Савинкова в фильме "20-е декабря" и главаря банды в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего". Хотя в кинематографе В.И. сыграл несколько отрицательных персонажей, в жизни он оказался милейшим человеком, очень гостеприимным, великолепным рассказчиком. Уютный дом, где мы провели некоторое время, построен им своими руками. Здесь Владимир Иванович показал нам семейный фотоархив и любезно предоставил несколько фотографий матери для странички на сайте Двамала.      Потом мы помогли поставить на улице стол. Хлебосольная супруга В.И., Вера Назаровна, уставила его всяческими яствами. А тут и ожидавшиеся гости пожаловали на своей машине. После трапезы вся компания отправилась на "Ленкино кладбище" - место захоронения матери Екатерины Головиной - Елены Алексеевны. По рассказам В.И., это была бойкая и веселая женщина. Ей было 23 года, когда в 1924 году она пропала. Через полгода случайно в лесу нашли тело, тут же и похоронили. Обстоятельства смерти ее неизвестны, но легенда приписывает это злодеяние кулакам. Поэтому, когда поблизости появилась воинская часть, ее командование установило на могиле пирамиду со звездой и новобранцы принимали там присягу.
     Пришли новые времена, воинскую часть расформировали и народ около могилы стал появляться редко. Вот и случилось, что в пирамиде завелся злобный пчелиный рой. Его и обнаружил В.И., когда в очередной раз пришел навестить могилу бабушки. Он был вынужден уйти, даже не положив цветы. Через некоторое время разломанная пирамида была обнаружена в десятке метров за кустами - не иначе мишка приходил полакомиться медом. Теперь на могиле стоит крест и она обнесена оградой.
     На обратном пути В.И. показал в деревне Анисимово дом, в котором размещалась начальная школа, где училась Екатерина. Владимир Иванович хотел ехать с нами, чтобы показать могилу матери, но мы его отговорили, попросив лишь подробно указать ориентиры. Вот они: напротив разрушенной церкви в ограде старого кладбища есть ворота. Пройдя через них по дорожке 40 шагов и повернув направо, нужно сделать еще 20 шагов и тогда можно увидеть за голубой оградой сосну и три креста - два безымянных, а на третьем портрет в овале и простую надпись:

Катенька
Головина
(Артистка)

     Возвращаемся на кладбище, находим и фотографируем могилу. Времени уже 18-20, а нам еще ехать и ехать домой. Через Бологое в 19-30 выбираемся на трассу Москва-Питер. На МКАД, преодолев в общей сложности 1200 км, въезжаем в 0-48.
     Маршрут закончен. Все основные задачи выполнены. Жаль, что не удалось попасть в Пено, на могилу Лизы Чайкиной, и в Завидово, где находится мемориальный музей поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930), который родился и умер неподалеку в деревне Низовка. Может быть со временем побываем и там. Посмотрите, пожалуйста, еще несколько фотографий из этой поездки.

В.И.Головин и Петр Устинов

В.И.Головин на могиле бабушки

Школа в деревне Анисимово, где училась Е.А.Головина

Вышний Волочек. Казанский монастырь

Ржев. Воскресенский собор


Петр Устинов     


/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.