Отчет о посещении кладбищ Владимирской области (часть 2)

ХУДОЖНИК ХУДОЖНИКУ

     Поездка на Улыбышевское кладбище удалась только со второй попытки, когда я уговорила народ на эту сложную вылазку. Дело в том, что добраться туда можно по Горьковскому шоссе, дорога около 200 км. А это шоссе в любое время загружено пробками. И если выехать в субботу, то надо встать очень рано (ночью), и значит потом весь день маятся недосыпом. Либо поездку назначить на воскресенье, но тогда сложно будет возвращаться в Москву. А на электричке ехать тоже около 4-ех часов и потом ещё на автобусе. Короче, всё сложно. Поэтому я приглашала людей переночевать у меня на даче (она посередине этого пути), а с утра тронуться дальше. В общем, с вечера ко мне приехали Лида Нарцева, Евгений Румянцев, Петр Устинов, а с утра на электричке, со своей дачи, к нам подъехал Сергей Мержанов.
     Выехали и... сразу попали в пробку, которая сохраняется даже в 100 км от Москвы, Петр ехал по обочине, медленно, поэтому мы успели увидеть памятник на том месте, где разбился с семьей актер Александр Дедюшко. Случилось это на 109 км Горьковского шоссе. Я думала, что там однополосное движение, при котором чаще всего во время обгона гибнут на встречке. Но оказалось, что там две полосы. А кроме того, это район заселенный, здесь разогнаться-то негде. Возле памятника много цветов и игрушек, кто-то приезжает.

     На Улыбышево мы в первую очередь зашли к артисту Алексею Фомкину, купили ему цветы. Памятник у него скромный, невысокий, но лучше чем тот, что стоял раньше.

К памятнику даже есть указатель.
     Что можно сказать о самом кладбище? Это как если попытаться описать Ваганьковское в одном отчете - невозможно. Здесь много известных спортсменов, которых сфотографировали для Спортивного некрополя, там их можно увидеть - Юрий Рязанов, Евгений Чичваркин, Дмитрий Тимофеев, Алексей Прокуроров, тренер Николай Славин... К сожалению, мы не смогли сфотографировать могилу Николая Андрианова, это семикратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, многократный чемпион Мира и Европы, а также чемпион СССР. Ему как раз устанавливали памятник, и снимать пока что было нечего.
     Так как мы могли посвятить этому месту только один день, то больше времени провели на главных аллеях. Здесь просто изобилие разрисованных памятников. Мне кажется, их гораздо больше, чем где бы то ни было. Если в Москве чаще просто делают портреты, то здесь как будто пытаются ни одного клочка на граните не пропустить, да ещё много бюстов. Как написал в предыдущем отчете об Улыбышево Сергей Мержанов, во Владимирской области изобилие художников, они часто готовы помочь своим близким с созданием сложных надгробий. Но и просто типовые памятники здесь тоже усложненные.

     Впрочем, мы, конечно, искали не столько шедевры архитектуры, сколько людей, оставивших след в истории. Но сейчас, разобрав снимки, я увидела, что некоторые из них до сих пор не нашли место ни на одном из сайтов Общества. Возможно потому, что о них мало информации выложено в сеть, ее сложно искать. Например, Привезенцев В.А. 1924-2006. Инвалид ВОВ. Засл. деятель искусств и засл.работник культуры России, Член союзов журналистов и кинематографистов СССР, собкор Гостелерадио СССР, один из основателей жанра документального кино и владимирского телевидения.

     Когда возвращались назад, чтобы избежать пробок, решили искать обходные дороги. Проезжаем через Собинку, и тут наш знаток искусства, Сережа Мержанов, предложил взглянуть на достопримечательность - памятник Карлу Марксу, построенный в начале прошлого века на деньги рабочих местной текстильной фабрики. Памятник большой, виден издалека, но замечая его в каком-то определенном ракурсе, можно вздрогнуть от ужаса. Потому как - стоит мужик с культями вместо рук и грозит всем битой, а сверху еще чья-то голова отрезанная.

     Правда, при ближайшем рассмотрении с облегчением понимаешь, что мужик не инвалид, он тупо позировал и забыл рукавицы снять. Но все же такие творения, наверное, должны иметь четкие и строгие формы, а не оплывшие и не читаемые издалека. Впрочем, радоваться тому, что ты, наконец, понял замысел художника, рано. Приближаться вплотную к фигурам тоже не стоит.

     Рядом с рабочим находятся еще две "полуграции": тот, что сидит сверху - с торсом античного бога или дорогого стриптизера - является символом революции. В руках он держит факел. Поначалу, конечно, факел можно принять за модную швабру, с пучком веревок на конце. Лучшая вещь, чтобы размазать по полу грязь и сохранить маникюр. Есть еще третья фигура - крестьянин.
     В сети я пыталась отыскать имя "великого комбинатора", создавшего шедевр, узнала только, что его фамилия Петров. Имя умолчаивается, а может оно все-таки - Остап? Так как и слышится откуда-то знакомая фраза: "Киса, хочу вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?".
     Больше мы прикючений не искали, вернулись опять же на дачу, откуда начали путь, пожарили шашлык, большинству еще предстояла долгая дорога в Москву, а мы нигде не успели поесть за весь день. Юноши еще немного построили из себя садоводовов, что-то попилили. В общем, мы хорошо посидели и разъехались. Эта поездка и так заняла целые сутки.
     Когда в следующий раз доберемся до Улыбышево, пока не знаем. Всем до свидания.

Елена Черданцева     
5 января 2014 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.