Поездка в Новгородскую область. Ангелы в Иверском монастыре
(24-25 июня 2014 г.)

Валдай

      24-25 июня 2014 года у меня состоялась поездка в Новгородскую область в города Окуловка и Валдай. Это где-то 480 км от дома. Должна сказать, что на Валдай, в частности в монастырь Иверской Божьей Матери, я собиралась съездить 19 с половиной лет. Дело в том, что я уже была здесь один раз в юности, когда училась на первом курсе института.
      …Вся эта история требует длинного отступления, которое я себе позволю, поскольку никому ее не рассказывала. Я поехала в мужской монастырь на зимние каникулы. Если кто-то не понимает, почему люди могут поехать в монастырь, объясню. Двадцать лет назад монастыри только начали активно возрождаться, им требовались волонтеры, которые помогали бы расчищать территорию, сажать овощи и прочее-прочее. Помогать монахам приезжали даже люди из других стран. На огородах трудились европейцы и американцы, считали, что поднимают из руин русскую историю. Очень романтично. Я бы тоже поехала куда-нибудь во французский монастырь, почему нет? Но во Францию я не уехала, зато отправилась на Валдай, причем зимой, когда кроме четырех монахов и нескольких послушников в монастыре никто не жил. Зима вам не лето.
      Поезд из Москвы прибывает на Валдай очень рано, часов в 4-5 утра. От вокзала мне надо было пешком пройти по льду к монастырю, который расположен прямо посреди огромного озера на острове. Люди, отправившие меня в эту поездку, настоятельно советовали не ходить ночью по льду – провалишься, вытащить будет некому. Но вокзал оказался закрыт! Действительно, кому придет в голову зимой тащиться из Москвы на Валдай?! Настоящих буйных мало… В общем, померзнув на улице, я решила идти пешком по льду. Он кстати, оказался очень крепким и безопасным, а меня вскоре нагнала толпа страшных мужиков, вблизи оказавшихся местными рыбаками, они даже помогли мне донести сумку.
      В монастырь меня приняли, там же и окрестили на следующий день. Я, правда, об этом никого не просила, но и не возражала сильно. Потом какое-то время я трудилась во благо восстановления старины, перебрала гнилую картошку в подвале, полы помыла... «Женская» работа быстро закончилась, и чтобы чем-то себя занять – я сама до сих пор в это не верю – отштукатурила печь в бане. Делать я этого не умею, выглядела печь потом ужасно, но зато не стало щелей. Если бы вы понимали, какой там холод зимой и как важна печь – вы бы оценили мои старания.
      Жаль, что у меня не осталось материальных доказательств происходившего, фотоаппарата не имелось. Да и трудилась я резво только потому, что все там пахали как проклятые. Даже отопить монастырь – уже непросто. Мне кажется, они воровали дрова. Переживали очень, что летом у них художники расписывают собор, а зимой из-за плохого отопления, краска портится. Вся работа идет насмарку.
      Главный собор монастыря тогда активно реставрировали. Я помню, что там стояли картонные коробки с костями, во время реставрации прямо в соборе находили захоронения. Кроме костей сохранились только детали одежды вышитые золотыми нитями и всё. Мне сказали, что летом их перенесут уже в землю. А еще я помогала проводить вечернюю службу. Все были заняты, поэтому однажды только вдвоем, вместе с иеромонахом Борисом (это он меня крестил), мы и служили. Это единственный раз в моей жизни, когда мне пригодилось умение читать церковно-славянский, который изучали в институте.
      Не буду больше грузить всех историями своего бурного прошлого))) Вскоре монастырь стал популярен, там купили и построили дачи многие московские знаменитости, даже сам Путин. Дела в монастыре пошли хорошо. Журналисты писАли (не знаю, правда это или нет), что сейчас в кельях даже полы с подогревом. Внутрь я не заходила. Постояла только на лестнице, ведущей на второй этаж, в кельи. Раньше именно по ней я поднималась к себе. Внешне монастырь выглядит как игрушка, все идеально чисто, травка подстрижена, на берегах озера жирные утки и чайки, которые набрасываются на людей в полной уверенности, что те приезжают сюда разделить с ними свои бутерброды...

      Расскажу о небольшом кладбище внутри монастыря. Понятно, что здесь хоронят «своих». Но история монастыря длинная, в годы войны и после нее здесь был госпиталь, потом лыжная база. Потом опять монастырь. Каждая эпоха оставила после себя по несколько могил. В интернете не найти имен похороненных здесь, ничего о них мне известно. Есть пара могил 1942 и 1943 годов, хотя, по идее, их должно быть больше. Есть старинные камни. Удивило, что на некоторых могилах лежали монеты, на древнем, где надпись не читаема, и на могиле 1943 года. Не знаю, зачем на камне оставляют деньги, может, кто расскажет. Ровный ряд крестов – это монахи.

      А вот об одном человеке я сумела найти сведения.

      Илья Васильевич Копылов-Орлов - известный актёр Александринского и Малого Московского театров. Некоторые из его ролей вызвали восторженные отзывы Белинского. Но в сети больше информации о его жене, она тоже была актрисой.
     http://www.ostashkow.narod.ru/karpov/karpov_34.htm И кстати, я вполне допускаю, что и фото могилы его жены у меня есть. Ведь мы с Петром Устиновым проезжали по Тверской области, и были у стен того храма в Осташкове, где она похоронена.
      Обойдя кладбище, я выдохнула с облегчением, что не встретила здесь имен Борис и Глеб – это были те самые иеромонахи, которые жили здесь 20 лет назад.
      От кладбища я пошла в сторону колокольни, по дороге рассказывала подруге о том, что в первую свою поездку забиралась на эту колокольню. Меня тогда потрясла акустика. Человеку, который сидит наверху, слышно все, что говорят внизу! Слышно даже как шепчет одними губами молитву старуха, бредущая в храм. Это что-то невероятное! …И я все это рассказывала, а сама снимала колокольню. Причем прямо против солнца, то есть я во время съемки вообще ничего не видела, меня слепило. Зато снимки получились. А позже на всех снимках я увидела НЕЧТО. И не надо мне говорить, что это блики! Я снимала хорошим фотоаппаратом с большим объективом, я противник съемки всякими телефонами. Существо на фотографиях перемещается с места на место, не меняя своей формы.

      А на одном кадре оно в темном углу – там вообще не может быть бликов. Мы решили, что это ангел. Пусть будет так.

***

      Теперь о кладбище Валдая. К сожалению, я мало времени могла ему посвятить, так как ездила не одна. Оно очень большое, с одной стороны дороги только воинские захоронения.

      С другой – просто городское кладбище

Окуловка

      В Окуловку я бы не поехала никогда, но именно там умудрилась купить себе дачу моя подруга, благодаря которой я и выбралась в эту поездку. Между Валдаем и Окуловкой расстояние в 70 км, хотя, по слухам, есть и более короткая дорога, но я ее не нашла.
      В самой Окуловке около 12-ти тысяч населения, три завода, три гостиницы, богатая история и культура – в разное время эти места посещали (или жили поблизости) разные великие деятели. Здесь стоят памятники Ю.Н.Рериху, Миклухо-Маклаю и С.М. Кирову.
      Но при всей этой богатой культуре и истории население, кажется, живет не очень богато. Не объезжала весь город, но в центральной его части полно старых домов. По улицам ходят мужички или дети с ведрами воды; несут ее из колонок домой. Похоже, что водоснабжение отсутствует. Зато в городе стоит замечательная старинная церковь Александра Невского, и в ней на редкость приятные сотрудницы. Они рассказали нам, что раньше в церкви находилась тюрьма НКВД. Здесь пытали людей, а может быть и расстреливали. Никаких более подробных сведений они дать не смогли, а на сайте города об истории церкви сказано кратко «к 20-й годовщине Октябрьской революции в ней был открыт звуковой кинотеатр «Родина». Потом кинотеатр уступил место тюрьме НКВД, а после Великой Отечественной войны в храме была спортшкола».
      Что за люди были здесь замучены, история умалчивает. Имена скрыты, возможно, просто никто их не пытался узнать. А еще интересный момент - в церкви находится …частица Пояса Пресвятой Богородицы. Если кто не знает, это христианская реликвия принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. Частицы пояса находятся в разных местах, в 2011 году афонские монахи привозили в Россию часть пояса и, помню, что тогда во всех городах, куда они его привозили, собирались огромные очереди, чтобы ему поклониться. В католичестве имеется своё предание об этом поясе и свои частицы его. …Я тут пыталась на досуге понять недоступное пониманию количество христианских святынь, но запуталась. Знаете религиозный анекдот. Преподаватель в семинарии начинает урок: «Итак, по церковным спискам нам известно о пяти головах Иоанна Крестителя. Не верьте этому, подлинные из них только две».
      А еще перед входом в церковь стоят два памятника – жертвам репрессий и участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

      Теперь про кладбище Окуловки. Мне попалось одно, расположенное прямо в городе и огороженное деревянным низким заборчиком. Вход через калитку, причем щеколда запирается изнутри, со стороны кладбища. Хотя здесь не работают охранники, и кто будет запираться изнутри? Не откажешь в остроумии местным плотникам.
      В центре кладбища стоят лицом друг к другу два памятника участникам войны. На них свежие венки, но на одном памятнике надпись полустерта, на другом совсем отсутствует. Видимо, нет здесь такого правила, чтобы к 9 мая восстанавливать памятники.
      Ну, а все остальное пространство ничем не отличается от тех деревенских кладбищ, которые мы когда-то объехали в нашей давней поездке по Тверской области. Такие же железные кресты и прикрепленные к ним застекленные железные миски с портретами внутри. Возможно, есть и другие памятники, но продвинуться хоть ненамного внутрь кладбища очень сложно, кругом заросли непроходимой травы. И кроме того, должна извиниться, но я очень мало времени могла уделить этому месту. Возможно, есть другой вход, и там все выглядит иначе. Не знаю.

      Побыла я в новгородской области полтора дня. Всё осмотрела и почему-то мне все надоело. Погода была плохая. Но еда в местных ресторанах очень вкусная, такого карпа я нигде не пробовала. Ездить туда стоит большими компаниями, тогда веселее. И, кстати, в Иверском монастыре сейчас есть гостиница, цены приемлемы, так что и сейчас там можно пожить. По дороге в Москву я опять задумалась об этимологии названий русских сел. Здесь есть поселок Ужин.

     Неподалеку от него Скородка; еще Долгие бороды и Безбородье, ну и наш любимый - Выдропужск.

Елена Черданцева,     
июнь 2014 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.