Ноябрьские прогулки по кладбищам Химок

      Первый день ноября 2020 года мы провели в увлекательной поездке. Мы – это члены Общества Некрополистов: Пётр Устинов, Елена Рожнова и Лада (LNT) при участии друга Общества Влада Резвого. То, что кладбища вообще прекрасны в позднее осеннее время, знают не только скучающие лирики, но и некрополисты, у которых в октябре-ноябре наступает активное время перед закрытием сезона.

      У всех членов нашей маленькой экспедиции были свои цели: Лена хотела навестить захоронение режиссера Семена Райтбурта, над которым она держит неофициальное шефство, Влад собирался посмотреть могилу барда Веры Матвеевой, Петр был заинтересован поискать генералов для Андрея Симонова. У меня же целей никаких, кроме эстетических, не было, и поэтому, в конце концов, мне выпало писать отчет)).

Черкизовское Северное кладбище

      Первой целью поездки было проверить состояние захоронения режиссера Семёна Райтбурта на Черкизовском Северном кладбище.

      Захоронение Райтбурта – давняя-давняя забота Общества некрополистов. О том, что режиссер скончался, еще в 2012 году сообщила Обществу Елена Рожнова. Общество стало отслеживать судьбу захоронения Райтбурта и столкнулось с длинной, полной странностей историей: родственники почти год не забирали его прах из крематория. Общество установило с ними контакт и способствовало тому, чтобы прах всё же был погребен достойно. Это произошло осенью 2013 г.

      Вскоре, в ноябре 2013 г., умер зять Райтбурта, Олег Константинович Бабашкин, тоже режиссёр-документалист. Его прах был захоронен в той же могиле. Страница О.К. Бабашкина есть на сайте «Космический мемориал» нашего друга и коллеги Евгения Румянцева.

      Летом 2014 и 2016 г. Общество некрополистов посещало могилу Райтбурта-Бабашкина и находило её в таком же плачевном состоянии, как и в наш нынешний визит: памятник дочери Райтбурта, Елены Зайцевой, снятый с подставки, лежал на земле, ограда тоже снята или даже украдена, скамейка покосилась и лежала рядом с захоронением, табличка с именем Райтбурта лежала лицевой стороной на траве. Могила заросла густой зеленью и, похоже, давно никем не посещалась.

      Нами была проведена уборка на месте захоронения, насколько это представлялось возможным.

      Складывается впечатление, что без защиты Обществом память о режиссере скоро канет в небытие. А память эту стоит сохранить, так как Семён Райтбурт был кинематографистом неординарным. Он занимался научно-популярным кино, являясь не только режиссером, но и сценаристом, имел звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР (17.06.1986), работал на Московской киностудии научно-популярных фильмов («Центрнаучфильм»), преподавал во ВГИКе.

      Ему принадлежат фильмы по теоретическим и философским проблемам науки: «Что такое теория относительности?» (1964); по собственным сценариям – «Этот правый, левый мир» (1970), «Физика в половине десятого» (1971), «Математик и черт» (1972), «Урок астрономии» (1973), «Кто за стеной?» (1977), «Время жизни» (1979), «Миллиард лет и один час» (1980), «Лестница чувств» (1981) – все восемь вошли в выпуски альманаха «Горизонт». Снимал он и сюжеты для популярных киножурналов «Хочу все знать» и «Наука и техника». В его фильмах снимались Александр Кайдановский, Алла Демидова, Всеволод Шестаковский. И зритель помнит и любит эти фильмы. Вот какие отзывы можно прочитать на кинофорумах:

      «В его фильмах удачное сочетание музыки, актерской игры, и конечно-же продуманного сценария. Ничего подобного я не видел и не увижу, увы... Спасибо, светлая Вам память»; «Исключительный режиссер. Каждый его фильм, - шедевр. Просто, понятно, доступно, выразительно и красочно дать сложные знания. Жаль далеко не все его фильмы можно найти и посмотреть. Спасибо большое за Ваш труд»; «Сегодня раза три подряд посмотрела "Математик и черт". Не могла оторваться. Наслаждалась каждым взглядом, жестом, ухмылкой великого Кайдановского. Это же надо так снять научно-популярный фильм. Действительно нужно любить науку, чтобы творить фильмы о ней. Как-то соскучилась по-настоящему на экране»; «Удивительный режиссер. Вырос на его фильмах. А "Математик и черт" для меня остается маленьким шедевром с неповторимым Кайдановским в роли черта. Это уже не научно-популярное, а научно-художественное кино. Чисто советский жанр. Сейчас такие картины просто немыслимы. Кстати, несколько лет назад прошла часовая передача, где режиссер рассказывал о своих фильмах и смешных и грустных историях, связанных с ними. Так вот, оказывается, Кайдановский снялся у него еще в одном фильме, и тоже в роли какого-то то ли черта, то демона поменьше масштабом. Райтбурт долго уговаривал его, т.к. Кайдановский принципиально не хотел сниматься ни у кого из отечественных режиссеров (вроде бы связано с запретом сниматься у эмигрировавшего Тарковского). Но все-таки уговорил. И это была едва ли не последняя роль Кайдановского в кино».

      Во время уборки на могиле у нас появились идеи по её благоустройству, которые мы доведём до остальных членов Общества на очередной встрече. Следующим пунктом нашего маршрута было захоронение актера Валентина Зубкова на этом же кладбище. По пути нам повстречалась интересная конструкция без каких-либо надписей. С одной стороны сооружение являло сплошную бетонную плиту, а с другой – кирпичную кладку. Поразмышляв над назначением устройства, мы так и не пришли к единому мнению.

      Захоронение Зубкова находится в удовлетворительном состоянии. Напомним, что Валентин Зубков начал свою актерскую карьеру в 1957 году с роли солдата-фронтовика Степана в фильме «Летят журавли». Среди самых известных работ актёра — роли в фильмах: «Над Тиссой» (1958) — лже-Белограй, «Отчий дом» (1959), «Леон Гаррос ищет друга» (1960), «Северная повесть» (1960), «Иваново детство» (1962). В фильме «Поезд милосердия» (1964) Зубков снялся со своим сыном Сергеем, но в окончательный монтаж эпизод с сыном не вошёл. Летом 1977 года сын Зубкова Сергей трагически погиб. Они с приятелем катались на лодке и перевернулись. Парням не удалось выплыть. Рядом с могилой актера захоронение его сына, на надгробии указаны два человека: Сергей Зубков и Алеша Денисенко. Алеша и есть тот самый друг, с которым Сергей находился в лодке.

Старосходненское кладбище

      Идея посетить Старосходненское кладбище принадлежала Петру. Мы, прекрасно зная способность Петра надолго «зависнуть» и пропасть на любом, даже самом маленьком кладбище или участке, пытались отговорить его, но всё-таки сдались. И не пожалели.

      Кладбище это расположено в живописных холмистых местах.

      На кладбищах периодически встречаются солидные надгробия, но на поверку оказывается, что в этих могилах захоронены обычные люди и написать про них, к сожалению, нечего.

      Неподалёку от могилы известного хоккеиста Анатолия Фирсова я приметила надгробие женщины в байдарке (?). Подумала – уж не спортсменка ли? И… прошла мимо… Смутила «туристическая» шляпка – навела на мысль, что это просто активная комсомолка-байдарочница. А оказалось, что вовсе нет. Это захоронение Мастера спорта СССР, тренера по академической гребле Балтрук Людмилы Николаевны. А то, что я приняла за «туристическую шляпку», оказалось очками для гребли….

      Попалось захоронение репрессированного (кенотаф).

      Васильев Алексей Васильевич. Родился в 1904 году, репрессирован в 1938 году, расстрелян в 1941, реабилитирован в 1957.

      Найти на него данные в базе «Мемориала» мне не удалось. В базе только один человек с полностью совпадающим ФИО, но даты смерти и реабилитации не совпадают. Я не могла удержаться и не переснять красивое портретное фото.

      А вот действительно интересная находка: генерал-лейтенант Д.Г. Родионов.

      Родионов служил в органах госбезопасности с ноября 1929 г. Помощник уполномоченного ГПУ в Сергаче, с июня 1930 г. уполномоченный ГПУ в Арзамасе, с ноября 1932 г. – в Выксе. С апреля 1935 г. – в УНКВД по Горьковской области: оперуполномоченный УНКВД (апрель 1935 – май 1937 г.), помощник начальника отделения УНКВД (май – октябрь 1937 г.), начальник отделения 3-го отдела УГБ УНКВД (октябрь 1937 – 31 июля 1938 г.). С лета 1938 г. – в центральном аппарате НКВД СССР. Награды: 2 ордена Красного Знамени (8 марта 1944 г., 25 июля 1949 г.), ордена Кутузова II степени (31 мая 1945 г.), Трудового Красного Знамени (3 июня 1942 г.), 2 ордена Красной Звезды (20 сентября 1943 г., 3 ноября 1944 г.), орден «Знак почета» (26 апреля 1940 г.), нагрудный знак «Заслуженный работник НКВД» (4 февраля 1942 г.), 4 медали.

Новосходненское кладбище

      На Новосходненском мы сразу направились к могиле барда Веры Матвеевой. Она отнюдь не на главное аллее, которой как таковой и нет, а в глубине кладбища.

                               
     «Ах, злые одуванчики,
     безжалостные воины!
     Вы на меня нацелили
     всю технику свою.
     Но не завоеватель я,
     но ведь уже не воин я:
     на вашей территории
     я пленная стою».
                 

      Теперь могилу Веры Матвеевой окружают опавшие осенние листья.
      Оказывается, до сих пор проводятся слеты памяти Матвеевой. Один из постоянных участников этих слетов, Дмитрий Дубнов, и указал Владу точное место захоронения. До сих пор было известно только, что Вера похоронена на кладбище в Фирсановке, и, хотя всё указывало на Новосходненское, неофициально именуемое также Фирсановским, были возможны варианты.
      Вера Матвеева скончалась в 1976 году в возрасте 30 лет. Мы стали вспоминать, слышали ли мы что-то про эту исполнительницу раньше.

      Влад припомнил песню:
                               
    
«Я откачалась на трапеции,
К ночному небу прибитой звёздами,
Оттанцевала на канате –
Ах, так и надо, так и надо.

Всё это за мою гордыню мне:
Неповторима я, неподражаема...
Теперь мне будет неповадно –
Ах, так и надо, так и надо.

Моя трапеция качается,
Канаты тёплые там, где держала их.
Ах, я б прошла по кругам ада...
Но неужели так и надо?»

      А мне имя Матвеевой совсем ничего не говорило, но уже дома я стала слушать ее записи и узнала песню «Я ушла гулять по городу». Она была в каком-то бардовском сборнике, который я любила слушать лет в 17, и песня мне запомнилась.
  
«Если скажут, что погибла я,
если где-нибудь услышишь вдруг,
что заснула - не проснулась:
не печалься и не верь.
Не заснула я, любимый мой,
а ушла гулять по городу, -
просто вышла и бесшумно
за собой закрыла дверь».

     Сайт, посвященный Вере Матвеевой: http://veramatveeva.narod.ru/
     Видео с архивными кадрами https://youtu.be/WF22jSiCpPk

      Время шло, и пора уже было отправляться по нашему дальнейшему маршруту следования – на Машкинское и Химкинское кладбища. Мы с Леной Рожновой потихоньку пошли к выходу, по пути обсуждая прошедшую выставку Некрополь-2020. Мы уже отчаялись дождаться Влада и Петра, но оказалось, что наши мужчины времени даром не теряли и нашли несколько интересных захоронений.

      Выдающийся тенор, Золотой голос России Анатолий Шамардин

      Пел в оркестре под управлением Леонида Утесова. Работал в разных филармониях нашей страны. Выступал с сольными программами в Германии и Греции. Западная пресса называла его «русским соловьем» и «волшебником из Москвы».
      Из отзывов: «Анатолий Шамардин — это единственный и непревзойдённый исполнитель истинного Бельканто, а не номинального. Со слов опытных и взрослых итальянцев не вызывает сомнений что сейчас в Италии никто так не может петь так Бельканто как А. Шамардин, он во истину Божественный голос, золотой соловей! Бельканто — это не стиль и не жанр, а феномен мужского тенора исполнителя, способность вызывать в сознании и подсознании слушателя одновременно 3 образа. Сладострастно-чувственный, Идеально-романтический и образ мужского здравомыслия, который ведёт и первым двум не даёт как "тесту" растекаться»;

      «Анатолий Шамардин опровергает все устоявшиеся правила тенорового сольного пения, наполняя свой возвышенный религиозный голос семантикой надмирного понимания гармонии звуков, исходящих из самых потаённых глубин души, наделённой божественной искрой гениальности, равной свечению звёзд в ночном небе, близком и одновременно недосягаемом. Я полагаю, что такой же силой убедительности в трансцендентной сущности голосового эйдоса, правда, в другом диапазоне, обладал лишь стихийный и заземлённый Фёдор Шаляпин.».

      Чернов-Груздев Алексей Петрович. Народный артист РСФСР (1958 г.)

      С 1967 года снимался на киностудии им. Горького. Им создана целая «галерея» запоминающихся образов: комедийных персонажей, военных, людей из народа. Среди них: Максим Максимович («Герой нашего времени»), Самохин («Годен к нестроевой»), Атанас («Трембита»), Андреев («Обратной дороги нет»), отец Гали («Ищу человека»), Прокурор («Анискин и фантомас»), лесник Трофимыч («Белый Бим Черное ухо»), старик («Аленький цветочек»). Во всех справках о Чернове указано, что он похоронен в Люберцах, так что находка в своем роде прорывная. И дата смерти в справках отличается от той, что указана на надгробии: 22 ноября 1979, а в советской энциклопедии «Кино» – 22 ноября 1978; какой из вариантов верен, еще предстоит установить.

      http://a-tremasov.ru/chernov-aleksej-petrovich

      В одной ограде с Черновым-Груздевым – неизвестный молодой поэт, возможно (судя по эпитафии), с трагической судьбой

      И еще несколько понравившихся Петру надгробий

Машкинское кладбище

      Меж тем начинало темнеть, и небо насупилось обещанием дождя. Мы решили подкрепиться

      Пока накрывали стол (вернее скамью) и предвкушали знаменитую шарлотку от Лены Рожновой, Петр успел сбегать и сфотографировать захоронение первой женщины-рыбачки Героя Социалистического Труда, бригадира рыболовецкой бригады управления сейнерного флота Сахалинрыбпрома Хан Александры Степановны.

      Единственная кореянка в РСФСР, удостоенная звания Героя Социалистического Труда (остальные награждались в других республиках СССР), и последняя из корейцев, удостоенных этого звания (1960). С 1970 года проживала в городе Химки, где трудилась главным технологом на рыбообрабатывающем предприятии.

      Памятник на могиле актрисы Веры Ивлевой был установлен 2 июня 2012 г. при участии Общества некрополистов. Похоже, что кроме нас её больше никто не посещает. И в этот раз на могиле пришлось провести уборку.

      Мы сразу заметили, что пропало большое фото актрисы, которое стояло на надгробии. Фото удалось найти во время разгребания листьев и мусора. Возможно, его снесло ветром еще в конце лета. Однако фото было так хорошо заламинировано, что изображение не пострадало, более того, фотографию удалось хорошенько помыть, после чего Петр с Леной прикрепили ее к кресту. А мы с Владиславом резали и зачищали от оплетки проволоку. Лена смотрела, как мы возимся с ножом, и восклицала: «Осторожно! Пальцы!» А я ответила, что, мол, зачем некрополисту пальцы, если он отчетов не пишет!)) Но, к счастью, мои пальцы уцелели, и вот теперь вы читаете этот отчет)

      После уборки плановые дела у нас закончились, и мы решили еще прогуляться по кладбищу.

Химкинское кладбище

Совершенно внезапно для нас нашлись дела и на Химкинском, причем великие дела. Петр, естественно, не смог пройти мимо двух больших упавших берез… Вернее, не так: Петр как истинный некрополист не смог пройти мимо внушительного захоронения профессора О.С. Мелик-Саркисова. Он положил начало новому направлению в современной физиологии растений, определяемое ролью вирусного генома в клетках вегетативно размножаемых растений, впервые провел анализ данных сравнительной физиологии инфицированного и свободного от вирусной инфекции растения, что по праву выдвинуло его в родоначальники чрезвычайно важного в современных условиях безвирусного растениеводства.
      И вот, несмотря на все заслуги в растениеводстве, профессора завалило березами.

      Петр и Владислав проявили себя как настоящие ленинцы на субботнике и освободили профессора. Заодно и подравняли ему упавшую ограду, насколько можно было без инструментов закрепить увесистые столбы. Здесь мы вспомнили, как пару лет назад Петр на одном деревенском кладбище нес передвинутый невесть какими безумными силами каменный баян к могиле баяниста. Так что после таких подвигов закрепить пару столбиков – нет проблем.

      Далее прогулка привела нас к захоронению разведчика Ахмерова и его супруги.

      Исхак Абдулович Ахмеров (7 апреля 1901 — 18 июля 1976) — советский разведчик, полковник, руководитель советской резидентуры в США в 1942—1945.
      В 1942—1945 годах Ахмеров возглавлял нелегальную резидентуру в США. После 12-летнего пребывания за рубежом на нелегальной работе в 1945 году вернулся в СССР. Кроме русского и татарского свободно владел турецким, английским и французским языками. По возвращении в Москву в 1946 году Ахмеров был назначен заместителем начальника Управления нелегальной разведки КГБ и трудился на этом посту около 10 лет. За выполнение специальных заданий по линии нелегальной разведки полковник Ахмеров награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом «Знак Почёта» и многими медалями. Ему был также вручен нагрудный знак «Почётный сотрудник госбезопасности».
      Современные исследователи нередко называют Исхака Ахмерова не иначе как «татарин, который устроил Перл-Харбор». Далеко не все историки согласны с такой формулировкой. Однако нельзя отрицать тот факт, что Ахмеров и в самом деле сыграл одну из главных ролей в обострении отношений между Японией и Соединенными Штатами.
      Имя Ахмерова замалчивалось в нашей стране в течение десятилетий даже после его смерти. Более подробные сведения о нем появились у нас в последние годы, изложенные, конечно, самими разведчиками и, стало быть, пропущенные через необходимое «сито». А если заглянуть в Интернет на английском языке и просмотреть многочисленные публикации в США по персоналиям и проблемам современной разведки, можно найти сотни упоминаний об Ахмерове. Искать следует в различных вариантах: Юнг, Альберт, Билл Грейнке, Майкл Грин, Майкл Адамель, Мэр и т.д. И любой читатель невольно придет к выводу, что Исхак Ахмеров был одним из выдающихся разведчиков периода Второй мировой войны.
      По официальным сведениям, СВР, только за последние два года работы, в 1943–1945 гг., от резидентуры Исхака Абдуловича было получено 2500 пленок с информационными материалами на более чем 75 тысячах машинописных листов! За эту титаническую работу в нелегальных условиях И. А. Ахмеров и его жена были отмечены государственными наградами: он – орденами «Знак Почета» и Красного Знамени, Хелен («Таня») – орденом Красной Звезды. После окончания войны за работу по «Манхэттенскому проекту» Исхак Абдулович был удостоен второго ордена Красного Знамени.

      https://tatmsk.tatarstan.ru/ishak-ahmerov-geroy-nevidimogo-fronta.htm

      Кстати, автор надгробия разведчика – скульптор татарского происхождения Рим Нязыфович Акчурин, выпускник МГХПА им С.Г. Строганова, член Московского союза художников и объединения Московских скульпторов, автор первого в России памятника народному артисту СССР Махмуду Эсамбаеву, скульптурно-архитектурного комплекса «Танцы народов мира», ряда мемориальных комплексов, посвящённых памяти погибшим воинам Великой Отечественной Войны 1941–1945 в Московской области, автор и исполнитель садово-парковых и монументально-декоративных скульптур и фонтанов в Москве и Московской области. За обсуждениями вопросов советской разведки нас застал дождь, и мы поспешили к машине, но опять увидели интересное надгробие, которое поначалу привлекло нас внушительной скульптурой.

      Эпитафия:

          «Мой верный друг и нежная жена
          Познал с тобой я счастье бытия
          Прости за все…
          Прости и жди меня».

      Расчистив плиту рядом, мы увидели, что там похоронен супруг этой женщины – Заслуженный деятель искусств России, кинорежиссер фильмов о первопроходцах космоса Николай Макаров (1924–1992).

      Про Макарова удалось найти лишь то, что он автор фильмов «Дорога на космодром» (https://yadi.sk/i/iaSqqOUydmRss), «Космический испытатель". Киностудия "Центрнаучфильм", 1972 год.

      Примечательно, что и Макаров, и Райтбурт, с которого началось наше путешествие, работали на «Центрнаучфильме».

      Уже у самого выхода с кладбища я приметила могилу Александра Ивановича Разина (1934–2011), специалиста в области ТВ-техники, начальника лаборатории МНИТИ, заместителя директора по науке МКБ «Электрон» (1990-2000 гг.), научного консультант МКБ «Электрон» (с 2001 г.).

      По окончании МЭИС (1957 г.) работал инженером в НИИ-100, НИИР в лаборатории, руководимой С. В. Новаковским. В 1963 г. лаборатория переведена в МНИТИ, где он работал сначала ведущим инженером, затем начальником лаборатории. Занимался разработкой ТВ-камер для вещательного и прикладного ТВ. Участник разработки первых в стране камер цветного ТВ: «Спектр-1», «Спектр-2», «Спектр-4», «Спектр-7» (КТ-103Ц). Последний тип камеры использовался в первых АСБ ОТЦ. Позднее занимался в основном разработкой камер для прикладного ТВ. В 1990 г. переведен в МКБ «Электрон». Автор 75 научных публикаций и изобретений. В той же ограде находится захоронение майора медслужбы Василия Николаевича Царегородцева, награжденного Орденом Красной Звезды.

      Выбрались с кладбища мы уже затемно.

      Напоследок согрелись горячим чаем в машине, глядя на красиво подсвеченный храм и радуясь тому, как замечательно прошёл день: мы посетили четыре кладбища, проведали могилы Райтбурта и Ивлевой, убрались на них, нашли немало интересных захоронений, да и просто здорово пообщались и провели время. И, как обычно, подумалось, что надо чаще встречаться. Надеемся, что так и будет.

Лада (LNT), Е. Рожнова, В. Резвый     
1 ноября 2020 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2020 г.