Возвращаю некрополистам долги
     Подозреваю, что редактору сайта Денису Шабалину будет неловко публиковать мои слова, смахивающие на неприкрытую лесть. Однако я настаиваю на их размещении без купюр, поскольку это не пустые дифирамбы. В своих высказываниях я абсолютно искренен...
     Сразу оговорюсь, что не имею чести состоять в Обществе некрополистов, но с огромным уважением отношусь к его членам и восхищаюсь их делами. В наше циничное время, когда холодная расчетливость и практицизм стали нормой жизни, эти люди кажутся белыми воронами. Именно белыми... Нечасто эта избитая метафора так точно отражает суть явления. Среди приземленных забот и серого равнодушия некрополисты выделяются чистотой помыслов и бескорыстием. Посудите сами, разве может быть что-то благороднее заботы о тех, кого уже нет с нами, о тех, чей земной след того и гляди совсем исчезнет? Ведь мертвые не скажут спасибо, им все равно. И живые вряд ли скажут, зачастую они так же холодны и безразличны, как покойники. Но некрополисты действуют не ради благодарностей или наград...
     Белое хорошо выделяется на черном фоне, поэтому добавлю немного сажи… Самое темное, что я разглядел в делах московских некрополистов, это некая соревновательность. Встречаются среди них отшельники, которые во что бы то ни стало стремятся заполучить лавры первооткрывателей. Члены Общества не такие. Они собираются дружным кружком и с упоением делятся друг с другом своими находками и открытиями. В их речах нет зависти и спеси, они искренне радуются друг за друга. Мне не раз приходилось быть свидетелем подобных сцен, и каждый раз я ловил себя на мысли, что ангелы-хранители, должно быть, так же самозабвенно хвастаются на досуге меж собою количеством спасенных душ... Возможно, эти слова покажутся вам богохульством, но мне позволительно, я - атеист... Понятия души и ангелов для меня такая же метафора, как и "белая ворона". Отчасти поэтому деяния некрополистов кажутся мне гораздо бескорыстнее и полезнее ритуальной суеты церковников.
     И все же я вряд ли взялся бы за перо, если бы все ограничивалось только моральной стороной. Добрые дела некрополистов имеют большое практическое значение. В частности, они существенно продвигают краеведение и историю. Для меня это не пустой звук. Будучи хранителем истории Российской ассоциации иллюзионистов, я не раз обращался за помощью к некрополистам. Они ни разу не отмахнулись от моих просьб. Порой информация поступала по самым бесперспективным случаям. Я благодарил за полученные сведения, публиковал их на своем сайте magicpedia.ru и снова просил о помощи, благодарил и просил... Все время брать, ничего не отдавая взамен, непорядочно, однако "игра в одни ворота" продолжалась... И вот однажды, находясь в Российской государственной библиотеке (бывшая Ленинка), я понял, чем могу отплатить Обществу. В ходе архивных поисков, касающихся истории отечественной иллюзии, мне иногда попадаются старинные материалы по некрополистике. Почему бы не поделиться ими с посетителями этого сайта?
     Итак, сегодня я представляю вашему вниманию подборку из дореволюционных периодических изданий "Всемирная иллюстрация" и "Петербургская газета".

I. МОГИЛА БОЗИО (ВЫБОРГСКОЕ КЛАДБИЩЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

     Начну с изображения могилы Анджолины Бозио (1830-1859). Сегодня мало кто помнит эту выдающуюся итальянскую певицу. По следующим ссылкам (см. здесь и здесь) вы можете прочесть о ее короткой, но яркой жизни. Уход артистки также был необычайно ярок. Вот как отзывался о нем Петр Алексеевич Кропоткин: "Когда заболела примадонна Бозио, тысячи людей, в особенности молодежи, простаивали до поздней ночи у дверей гостиницы, чтобы узнать о здоровье дивы. Она не была хороша собой, но казалась такой прекрасной, когда пела, что молодых людей, безумно в нее влюбленных, можно было считать сотнями. Когда Бозио умерла, ей устроили такие похороны, каких Петербург до тех пор никогда не видел". Похоже, отец русского анархизма ничуть не преувеличивал. Его слова подтверждают классики русской литературы.
     Причиной смерти Бозио была простуда. Желая подчеркнуть суровость российского климата, Н.А.Некрасов описал трагическую судьбу итальянки в стихотворении "О погоде":

                                   
 
Самоедские нервы и кости
Стерпят всякую стужу, но вам,
Голосистые южные гости, 
Хорошо ли у нас по зимам?
Вспомним - Бозио. Чванный Петрополь
Не жалел ничего для нее. 
Но напрасно ты кутала в соболь 
Соловьиное горло свое, 
Дочь Италии! С русским морозом 
Трудно ладить полуденным розам.
Перед силой его роковой 
Ты поникла челом идеальным, 
И лежишь ты в отчизне чужой 
На кладбище пустом и печальном. 
Позабыл тебя чуждый народ 
В тот же день, как земле тебя сдали, 
И давно там другая поет, 
Где цветами тебя осыпали. 
Там светло, там гудет контрабас, 
Там по-прежнему громки литавры. 
Да! на севере грустном у нас 
Трудны деньги и дороги лавры!

                             
     И.С.Тургенев в письме И.А.Гончарову от 7(19) апреля 1859 года тоже упомянул кончину итальянской певицы: "Сегодня я узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней. Я видел ее в день ее последнего представления: она играла "Травиату"; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей скоро придется исполнить эту роль не в шутку. Прах, и тлен, и ложь - все земное".
     Пройдя по следующей ссылке, вы можете увидеть изображение памятника, который был привезен в Петербург из Италии и установлен на могиле певицы в 1861 году, то есть через два года после ее смерти.
     В настоящее время могила А.Бозио расположена на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (2-я поперечная дорожка). Прежде она располагалась на Выборгском кладбище, откуда прах певицы перенесли в 1939 году. О том, какая судьба постигла Выборгское кладбище, можно прочесть здесь.
     В газете "Всемирная иллюстрация" №73 от 11 июня 1859 года на стр. 357 мне повстречалось изображение могилы Бозио вскоре после похорон.

II. ФАМИЛЬНЫЙ СКЛЕП АЛЕКСАНДРА ГУМБОЛЬДТА (ГЕРМАНИЯ)

     Статью про похороны и предков выдающегося немецкого ученого Александра Гумбольдта (1769-1859) я нашел в газете "Всемирная иллюстрация" №75 от 25 июня 1859, стр. 400. Привожу ее целиком.

Происхождение, герб Александра Гумбольдта и фамильный склеп его

     Первый предок Гумбольдта был Иоганн Гомбольд, умерший кенигсбергским бургомистром в 1638 году. От него произошел Конрад фон Гумбольд, бывший советником посольства при Французском дворе умерший в 1723 году. Сын его, Павел фон Гумбольд, умер прусским капитаном в 1740 г. Из нескольких сыновей его, один Алекеандр-Георг остался в роде Гумбольдов и имел двух сыновей: Вильгельма и Александра. Еще в 1776 г. писались они Гумбольдами, но старший из них, Вильгельм, получил родовое дворянство и герб его был следующий: на золотом поле возвышается ветвистое дерево, окруженное тремя шестиугольными звездами; одною сверху, а двумя по сторонам. Сверху герба дворянский шлем с распростертыми над ним двумя орлиными крылами, между которыми стоит рыцарь в серебряных латах, упершийся левою рукою в бок, а в правой держащий меч.
     Этот герб перешел к знаменитому ученому Александру Гумбольдту, и он вполне оправдал его своим орлиным полетом в сфере наук, мужественно, как рыцарь, сражаясь за правду и просвещение.
     Погребение знаменитого ученого происходило 10-го мая по церемониальной программе, составленной обер-церемониймейстером двора. Панихида происходила в берлинской соборной церкви, и начиная с принца-регента и всей королевской фамилии, присутствовали все важнейшие сановники государства, все члены ученых обществ и все корпорации Надгробную речь читал пастор Гофман и при последнем псалме все студенты положили на гроб ученого пальмовые ветви.
     12-го мая перевезли гроб его на фамильное кладбище кегельского замка. Тут управлял глава семейства генерал Гедеман. Все депутации из Берлина, все ученые, художники и множество частных лиц, как равно и вся кегельская община приняли участие в обряде.
     Шествие открывалось толпою кегельских детей, несущих в руках пальмы; за ними шли члены его семейства с князем Радзивилом, потом все прочие посетители.
     Надгробную речь в склепе говорил пастор Гофман.

III. АНГЛИЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ И МОГИЛА АДМИРАЛОВ (СЕВАСТОПОЛЬ, УКРАИНА)

     В №62 "Всемирной иллюстрации" от 19 марта 1859 года на стр. 189 опубликована гравюра "Английское кладбище близ Севастополя".

     Сегодня вы вряд ли увидите надгробия, которые более чем полтора века тому назад изобразил неизвестный художник. Печальна судьба британских военных захоронений, как, впрочем, и судьба всего русского Крыма. В Интернете есть немало материалов об этом многострадальном некрополе, но, пожалуй, самые проникновенные слова принадлежат поэту К.М.Симонову.

Константин Симонов

Английское военное кладбище в Севастополе

                                   
 
Здесь нет ни остролистника, ни тиса.
Чужие камни и солончаки,
Проржавленные солнцем кипарисы
Как воткнутые в землю тесаки.

И спрятаны под их худые кроны
В земле, под серым слоем плитняка,
Побатальонно и поэскадронно
Построены британские войска.

Шумят тяжелые кусты сирени,
Раскачивая неба синеву,
И сторож, опустившись на колени,
На английский манер стрижет траву.

К солдатам на последние квартиры
Корабль привез из Англии цветы,
Груз красных черепиц из Девоншира,
Колючие терновые кусты.

Солдатам на чужбине лучше спится,
Когда холмы у них над головой
Обложены английской черепицей,
Обсажены английскою травой.

На медных досках, на камнях надгробных,
На пыльных пирамидах из гранат
Английский гравер вырезал подробно
Число солдат и номера бригад.

Но прежде чем на судно погрузить их,
Боясь превратностей чужой земли,
Все надписи о горестных событьях
На русский второпях перевели.

Бродяга-переводчик неуклюже
Переиначил русские слова,
В которых о почтенье к праху мужа
Просила безутешная вдова:

«Сержант покойный спит здесь. Ради бога,
С почтением склонись пред этот крест!»
Как много миль от Англии, как много
Морских узлов от жен и от невест.

В чужом краю его обидеть могут,
И землю распахать, и гроб сломать.
Вы слышите! Не смейте, ради бога!
Об этом просят вас жена и мать!

Напрасный страх. Уже дряхлеют даты
На памятниках дедам и отцам.
Спокойно спят британские солдаты.
Мы никогда не мстили мертвецам.

(1939)

     Но не вняли крымчане просьбам вдов и матерей, распахали могилы, отомстили мертвецам... Впрочем, есть в таком бесславном финале какая-то жестокая историческая справедливость. Посмотрите на гравюру со страницы 196 "Всемирной иллюстрации" №63 от 26 марта 1859 года. На ней изображена могила адмиралов, там же в Севастополе.

     Вы спрoсите, какое отношение имеют наши адмиралы к исторической справедливости, о которой я толкую? Самое непосредственное. Прочтите, как сами британские интервенты некогда обошлись с могилами наших флотоводцев: "Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина".

IV. САРКОФАГ ДЖУЛЬЕТТЫ КАПУЛЕТТИ (ВЕРОНА, ИТАЛИЯ)

     Следующий артефакт, о котором я прочел во "Всемирной иллюстрации" №69 от 14 мая 1859, стр. 299 и 300 (рисунок), имеет сомнительное происхождение, но счастливую историю. Гробница Джульетты Капулетти уже не одно столетие остается одной из главных достопримечательностей итальянского города Верона. При этом нет никаких доказательств, что в саркофаге действительно некогда находился прах героини шекспировской драмы.

Гробница Джульетты Капулетти

     В Вероне много древних памятников, напоминающих о прежней славе города. Амфитеатр и Порта-Борсари переносит нас за 1600 лет назад, во времена Антонинов. Колоссальные стены напоминают готского короля Теодорика и Одоакра; водопроводы Карла Великого и башни с зубцами - блистательный период города под владычеством Скалигеров, но вместе с тем и печальные времена внутренних раздоров, в которых погибла древняя слава Вероны.
     Новые народы возникли, а с ними вместе и новые здания. Так, например, на месте древнего Капитолия построена цитадель Сан-Пиетро. Проходя мимо военного госпиталя в боковую улицу, думаешь о другом. Чичероне останавливается при небольшом домике и звонит в колокольчик. Дверь отворяется и через двор бывшего Францисканского монастыря проходят в сад, где в небольшой часовне хранится гроб, называемый гробом Джульетты Капулетти.
     Болтовня приставницы этих развалин вовсе не занимательна, и только живописные окрестности привлекают путешественника. Это не памятник, не могила, какую Абельяр и Элоиза нашли на кладбище отца Лашеза, даже не простые развалины, в достоверности которых нельзя сомневаться. И, однако же, они служат во всем мире символом истинной любви, благодаря искусству поэта. Без Шекспира никто бы, конечно, не знал о Ромео Монтекки и Джульетте Капулетти.




V. ЛАЗАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

     Напоследок вновь вернемся в город на Неве. В "Петербургской газете" №57 от 28 февраля 1911 года рассказывается о состоянии некоторых старинных захоронений на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Текст статьи воспроизводится в современной орфографии. Изображения в газете очень некачественные, поэтому я не стал их увеличивать и выкладывать по отдельности.

Реставрация памятников петровской эпохи
на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

     Раннею весной текущего года предстоит, как известно, ремонт памятников Петровской эпохи на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, на что ассигновано 20 000 рублей.
     Уже в настоящее время на этом кладбище, почти ровеснике по летам самому Петербургу, идет усиленная работа по осмотру памятников, предназначенных для реставрации, чистки их, составлению им описи и т.д.
     Мы имели возможность, при посещении этого кладбища, познакомиться с историей захоронения на нем сподвижников Петра Великого.
     Первым быль похоронен 26 июня 1720 года Адам Адамович Фан-дер-Вейде, генерал от пехоты, один из храбрейших сподвижников Императора Петра I.
     Вейде был почти неразлучным спутником Царя в его личных, походах против шведов. Великий Петр почтил погребение Вейде своим присутствием.
     Тут же 27 мая 1729 года похоронен д.т.с. князь Григорий Федорович Долгоруков, 24 августа того же года - обер-гофмейстер, действительный камергер князь Николай Михайлович Голицын, 4 сентября 1733 года граф Алексей Петрович Апраксин, а 16 октября того же года - граф Епафродит Иванович Мусин-Пушкин.
     Затем, здесь же похоронены графы Ягушинский, Ефимовский, князья Трубецкой, Mещерский, Куракины, поруч. Ляпунов, Муравьев, Охотников, графы Завадовские и другие.
     Все эти памятники несомненно требуют ремонта, так как находятся в очень печальном положении.
     Кроме памятников петровской эпохи Лазаревское кладбище представляет из себя собрание художественных мавзолеев, отданных, увы, во власть суровых непогод, и требующих тоже бережного, хотя бы теперь отношения.
     Из лучше сохранившихся отметим памятники грузинского царевича Симеона, похороненного 26 января 1740 года, Разумовских, Никиты Шемякина, строителя лаврского собора архитектора Старова, а в самой Лазаревской церкви поражает своей художественностью мавзолей над могилой Ивана Абрамовича Ганнибала, предка Пушкина.
     Воспроизводимые нами снимки с этих памятников дают лишь слабое представление о том, сколько художественных, увы, заброшенных сокровищ таит Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

***

     Любопытно, какие из перечисленных в статье захоронений сохранились на сегодняшний день? Питерские некрополисты, знаете ли вы ответ на этот вопрос?

Андрей Федоров     
Хранитель истории РАИ     
magicpedia.ru     
10 апреля 2013 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.