Приведение в порядок могилы поэтессы Серебряного века Надежды Павлович на Даниловском кладбище в Москве

      Как уже сообщалось на сайте Общества некрополистов в отчёте (http://necropolsociety.ru/vstrechi70.html) от 2 ноября 2013 года, во время встречи Общества на московском Даниловском кладбище была найдена могила замечательной русской поэтессы Серебряного века Надежды Александровны Павлович (1895-1980). Могила находилась на грани исчезновения, сгнивший у основания крест лежал на земле, цветник был засыпан опилками.

      Нашими общими усилиями крест был вновь установлен, табличка с именем поэтессы отчищена, цветник приведен в относительный порядок.

      Во встрече участвовала московский краевед, активистка Есенинского общества «Радуница» Маргарита Васильевна. Весной этого года она побывала на могиле Надежды Павлович, посадила цветы в цветник, но при этом констатировала, что крест превращается в труху. Нужно что-то срочно предпринимать, и она обратилась ко мне за помощью.
      Необходимо было установить приличное надгробие, но каким оно должно быть? И тут председатель Комиссии «Старая Москва», писатель и историк Владимир Брониславович Муравьев, сказал мне, что о гранитном надгробии не может быть и речи: поэтесса, будучи очень религиозной, завещала поставить на её могиле простой деревянный крест, и её волю нужно уважать. Ну, мы, вдвоем с Маргаритой Васильевной, и решили, что установку креста обеспечим сами. Мы поговорили с администрацией Даниловского кладбища, которая охотно пошла нам навстречу, поскольку данных о правонаследниках поэтессы не имела, а состояние могилы было на глазах. Мы сами выбрали крест в мастерской и заказали там необходимые работы. Летом на могиле Надежды Александровны Павлович встал новый большой дубовый крест.

      Новый крест хорошо виден с аллеи, ограничивающей участок 16 с востока.

      При установке креста мы вдруг заметили, что на, казалось бы, полностью забытую могилу кто-то стал подсаживать цветы. Но это дело выяснилось позже. Мы с Маргаритой Васильевной считали, что надо бы поставить ещё одну табличку с надписью «Поэтесса Серебряного века» и с какими-нибудь её подходящими стихами. Посмотрели её издания, посоветовались и выбрали, на наш взгляд, подходящее:



               Я об одном молю: в сознаньи
               Позволь мне встретить смерть мою,
               Чтоб вздох последний покаянья
               Стал первым вздохом в том краю.

      Маргарита Васильевна сама заказала табличку в мастерской Ваганьковского кладбища. В субботу 30 августа мы встретились на Даниловском и табличку установили.

      И снова оказались кем-то подсаженные цветы на могиле, а на кресте появились две бумажки с надписями, приклеенные скотчем. На одной было написано «Надежа Палович», на другой «Схимонахиня Фомаида». Кто эти бумажки приклеил? Вдобавок создавалось впечатление, что речь здесь идет об одном и том же человеке. Но мы-то точно знаем, что Надежда Павлович, несмотря на свою религиозность и посещения Оптиной Пустыни, постриг не принимала. Пошли выяснять. Обратились к монашкам у могилы Матронушки, затем в храм. Нам посоветовали поговорить с сотрудницей по имени Елена, работающей в церковной книжной лавке рядом с кладбищенским храмом. Елена встретила нас с радостью, сказала, что восхищена некрополистами, что сотрудники кладбища день 2 ноября 2013 года на всю жизнь запомнили, рассыпалась в благодарностях, говорила, что читает все некрополистские сайты. А бумажки взялись потому, что в 1980 году Павлович похоронили в могиле давно скончавшейся схимонахини Фомаиды (Ткачевой). И вот теперь, после наших походов, монахини вдруг вспомнили и Павлович и мать Фомаиду. Они и цветы подсаживали. Очень хорошо! Значит, за могилой будут следить. Так что мы случайно и мать Фомаиду из забвения извлекли.
      Елена нас ещё и поводила по кладбищу, показала в частности могилу великого русского ученого слависта А.М. Селищева (1886-1942). Поговорили мы с ней и о возможности установки кенотафа выдающемуся русскому историку, преемнику Т.Н. Грановского по кафедре общей истории, Петру Николаевичу Кудрявцеву (1816-1858). Примерное место утраченного захоронения по А.Т. Саладину определяется. Но дело ещё и в том, что отец П.Н. Кудрявцева являлся крупным церковным деятелем, чтимым Русской православной церковью, и был похоронен вроде бы там же. Так что здесь РПЦ можно заинтересовать. И поставить общий кенотаф отцу и сыну.

Алексей1     
конец августа 2014 г.     

/Все отчеты/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.