В чудесных краях Валдая (часть 4)


Старое Валдайское кладбище при церкви апостолов Петра и Павла

      Это кладбище не пришлось искать долго. Оно находится на одной из старейших улиц Валдая рядом с железнодорожным вокзалом. Поначалу я приметила одну из нескольких боковых калиток, зашла сразу же стала снимать и довольно скоро заблудилась в непроходимых переплетениях старых оградок.
      «…современное православное кладбище, к сожалению, с могилами, обнесенными высокими металлическими оградами. Откуда возникла эта традиция огораживать могилы? Во второй половине прошлого столетия - начале нашего, уходящего, огороженные захоронения редкость, встречавшиеся только на городских кладбищах. На сельских деревянные ограды стали появляться лишь в последние два десятилетия перед Великой Отечественной войной. Теперь же это стало традицией, совсем не русской, не славянской, не доброй и, можно сказать, не совсем культурной традицией».
      Я даже несколько растерялась, пока вдруг не увидела …. девочку – готессу в характерном черном прикиде, с многочисленными колечками в ухе, сильно подведенными глазами в здоровущих ботинках. Не глядя на меня, готесса решительно углублялась на территорию кладбища, по явно знакомым ей тропинкам. Валдайская готесса, да еще на кладбище, так меня потрясла, что забыв о своих расстройствах, я все же выбралась обратно на улицу и потом уже поняла, что заходить на кладбище лучше все же через центральные ворота. От них пролегают две центральные дорожки (аллеями их уже не назовешь), а вот дальше все равно все так плотно заросло и застроилось, что пробираться невозможно.
      Итак, как я рассказывала во второй части валдайского обзора, в 1772 году, в связи с Указом Екатерины II о придании Валдаю статуса города и городском благоустройстве, было определено место на окраине города для основания нового кладбища. Ранее улица эта называлась Пятницкой, сейчас - Луначарского. Городскому начальству вменялось в обязанность наблюдать за порядком и благоустройством кладбища, обнеся его оградой и деревьями. Но самым первоочередным делом в кладбищенском устройстве было сооружение часовни или церкви. Для этого местные жители выкупили у Иверского монастыря древнюю деревянную церковь, установили её на новом кладбище и освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Отсюда и название улицы - Пятницкая.
      В 1858 г стараниями валдайского купца Василия Андреевича Колобова была построена новая церковь. Церковь сооружена из местного красного кирпича и сегодня имеет вид весьма отличный от первоначального. Церковь Петра и Павла была приписана к Введенскому храму и после его закрытия в 1930-ые годы взяла на себя обслуживание жителей и ряда деревень, входивших в приход Введенской церкви.

      Занимаемая кладбищем площадь составляет - 1,8 га, ориентировочное количество захоронений — 2000.
      Интересно, учитываются ли в статистике количества захоронений старые могилы? Ведь кладбищу более 200 лет, а за исключением редких купеческих могил, большая часть захоронений 60-70 годов. Самые ранние – 40-х, но их не много. Зато, то и дело,на тропинках кладбища и между могил обнаруживаются фрагменты надгробных, относящихся, самое позднее к концу 19 века.
      Почти у самого входа на кладбище стоит интересный памятник. Интересен он большой эпитафией и идеалистическим пейзажем на могильной плите (в предыдущей части обзора я рассказывала об этой местной традиции оформления надгробий). Причем, снимая, я не обратила внимание на тонкие детали и сосредоточилась на видах реки и человека на берегу. Пошли философские ассоциации с рекой смерти, одиночеством. Но вот увеличила снимок и оказалось, что человек сидит на берегу … с удочкой. И одиночество его не тягостное, а светлое и спокойное.

     Могила купца Каретникова

      Захоронение знаменитого Валдайского колокольного заводчика Усачева и его супруги. Пелагеи. Интересно, что в Валдайском музее колоколов есть фотография захоронения Усачевых начала 20 века.

      В 1860 годах Василий Усачев приобрел знаменитый колокольный завод, который ранее отливал колокола , в том числе и для Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. С 1876, после смерти заводчика, дела завода вела сначала еговдова – Пелагея Ивановна. В начале 20 века, сыновья – Николай и Яков. "Завод братьев Усачёвых" оставался единственным производителем церковных колоколов на Валдае и функционировал до 1929 года. На этом заводе были отлиты, в частности колокола для Ваганьковского кладбища в Москве.
      Третий брат из семьи Усачевых – А.В. Усачев открыл собственный литейный завод. После революции 1918 года, завод закрылся, но возобновил литейное производство в 1922 г. Вскоре за неуплату непосильных налогов завод был конфискован. Последний владелец завода - А.В.Усачев был лишен избирательных прав и возможности трудоустройства. В 1930-е годы переехав в Старую Руссу, работал сторожем, в 1938 г. был арестован по подозрению в проведении “систематической контрреволюционной агитации и шпионажа в пользу одного из иностранных государств”. В 1939 г. освобожден за недостаточностью улик. Умер в Москве в 1942 году, похоронен на Ново-Черкизовском кладбище.
      Примерно такая же участь постигла и Николая Усачева - в 1929 г., при обложении завода налогом, фининспектор не согласился с предоставленной ему декларацией и возбудил против Н.В.Усачева с сыном уголовное дело, якобы за сокрытие доходов. В январе 1930 года завод был закрыт (это был последний русский колокололитейный завод), владельцы его были осуждены на два года лишения свободы с последующей высылкой и конфискацией имущества.
      За алтарем церкви Петра и Павла похоронен знаменитый русский публицист Михаил Осипович Меньшиков, расстрелянный большевиками в 1918 году по ложному обвинению в организации вооруженного бунта на Валдае. Здесь же похоронены его сыновья: Михаил Михайлович (1912 – 1922) и Григорий Михайлович (1910 – 1991). На могиле стоит памятник работы известного скульптора В.М. Клыкова.

      Меньшиков Михаил Осипович (23.09.1859—19.09. 1918), мыслитель, публицист и общественный деятель. В своих трудах призывал русских людей к самосохранению русской нации, к отстаиванию хозяйских прав русских на своих территориях.
      «Мы, — писал Меньшиков, — не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций. Мы протестуем против идущего завоевания России нерусскими племенами, против постепенного отнятия у нас земли, веры и власти. Мирному наплыву чуждых рас мы хотели бы дать отпор, сосредоточив для этого всю энергию нашего когда-то победоносного народа...».
      В историю отечественной словесности Меньшиков вошел как яркий литературный критик и полемист, чьи работы отличаются нравственно-философской глубиной, острой наблюдательностью и независимостью суждений.
      В своей статье «Литературная хворь» Меньшиков, говоря о возникновении в к. XIX в. множества художественных и иных течений, отмечает: «Появились декаденты, символисты, мистики, порнографы, эстеты, маги, визионеры, пессимисты — множество мелких школок, несомненно психопатического характера… Общая черта всех этих болезненных оттенков — противоестественность, отрицание жизни, извращение природы».
      Даже не верится, что эти суждения были высказаны более 100 лет назад.
      Пройдемся по кладбищу дальше.

      Очень необычный крест со множеством декоративных деталей. Было бы интересно узнать, когда он изготовлен.

      Еще один оригинальный крест. Особо понравилось изображение черепа с костями в основании креста.

      Большое количество надгробий – «капсул». Почему–то испытывается мистическое ощущение, что в них, законсервированны частицы бытия людей, изображенных на фотографиях.

      Могила инженера-технолога Ивана Шарвина(1848–1911). Скончался он в Киеве, но его привезли и похоронили на новгородской земле.

Источник фото: http://waralbum.ru/32577/


      Интересное захоронение. 4 человека с разными фамилиями. Указан только возраст усопших.

      Уезжала я из Валдая поздно ночью. Место моего гостевания находилось в 15 минут пешей ходьбы от вокзала и я решила пройтись пешком, вдоль забора этого самого кладбища, погруженного в полную темноту и тишину.


Лада (LNT)     
август 2015 г.     

/Кладбища России/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.