В чудесных краях Валдая (часть 1)
     В августе мне довелось побывать в чудесных краях Валдая. Около 10 дней я прожила в Валдайских лесах и только один, заключительный день был отведен на знакомство с достопримечательностями города. И конечно, важной частью было посещение местных кладбищ.
      В какой-то мере, мой обзор будет продолжением обзора Елены Черданцевой, опубликованного в 2014 году: http://www.necropolsociety.ru/otchet-130.html
      Учитывая разноплановость кладбищ Валдая, обзор будет состоять из нескольких частей.


Некрополь Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря

      Вероятно, «некрополь», слишком громкое обозначение для очень небольшого количества могил, расположенных за алтарем Успенского храма.
      Во-первых, это восемь старинных надгробий, относящихся к 17 - 19 векам.

      Учитывая, что практически все камни имеют большие утраты, а так же их идеально аккуратное расположение, можно предположить, что они находятся не на месте первоначальных захоронений, а были перенесены сюда из других мест. Как вариант – из подземелий храма, либо являются остатками некогда существовавшего в монастыре и утраченного некрополя. Достаточно большое пространство за Успенским собором, нахождение там хорошо сохранившегося памятника 19 века и надгробной часовни того же периода, позволяет допускать, что на этом месте могли быть и другие захоронения. Однако никакой информации по данному вопросу найти не удалось.
      Во – вторых, несколько захоронений 20 века, включая современные погребения насельников храма.

      Старинные надгробия очень плохой сохранности, но на некоторых можно прочитать имена:
     «Девица Софья»

      «Раб божий Никита Хавр...»
      Кстати, на данном надгробии интересный орнамент. То ли цветок (что не свойственно, для мужского захоронения), то ли бабочка (символ души, но практически не использующийся в оформлении захоронений на Руси), то ли фрагмент какой-то своеобразной «розетки».

     Еще несколько захоронений.

     Итак, в стенах монастыря находятся следующие погребения:
     Актера Ильи Васильевича Копылова-Орлова – скончался в 1862 году,
     Епископа Валдайского Иосифа (Николаевского-Невского) 1862–1930,
     Лихарева Семена Михайловича 1926-1942,
     Егорова Василия Егоровича 1895-1943,
     Послушника Сергия (Астраханцева) 1974-2002,
     Протоиерея Алексия (Буланушкина) 1951–2006,
     Иеродиакона Александра (Самуйлова) 1952-2008,
     Игумена Стефана (Попкова) 1946-2009.
     Послушника Сергия (Астраханцева) 1974-2002.
     Щербы Михаила Михайловича 1953-2012,
     Монахини Матроны (Богорош) 1930-2012,
     Иеромонаха Нила (Михайлова) 1968-2012,
     Иеромонах Сергей (Бирюков) 1972-2002.

     Кем были эти люди?
     Информации о Лихареве С.М., Егорове В.Е и Щербе М.М. найти не удалось.

      Епископ Валдайский Иосиф (в миру Иван Васильевич Николаевский-Невский - 1862–1930), являлся личностью весьма примечательной. В 1906 году он стал настоятелем Иверской обители. Был знаком и вел переписку с такими знаменитыми людьми как И. Крондштатский, С.А. Нилус, А.А. Заболотский, М. О. Меньшиков.

      Иосиф слыл человеком весьма добродетельным, сочувствующим страждущим. В его сохранившейся переписке много благодарственных писем от людей, которым он оказывал всяческую помощь и духовные наставления.
      16 июля 1918 года в Валдае, в окрестностях монастыря произошел хлебный бунт. Вооруженный отряд красноармейцев прибыл к монастырю для проведения реквизиции монастырских запасов хлеба. Запасы эти были сформированы за счет вложений валдашей и служили источником пропитания не только для монастырской братии, но и для паломников и для малоимущих местных жителей. Монахи начали бить в колокол. На помощь подоспели местные жители.
      «Приехали (красноармейцы – Л.) ночью с пулеметами, начали разбивать ворота, обстреливать колокольню, предполагая, что на ней находится звонарь, бьющий в колокол (а он дергал малый колокол за веревку снизу). Когда послышались выстрелы, приозерное население проснулось, бросилось на выручку. Не столько валдайцы, сколько кажется, усердствовали зимогорцы (жители села Зимогорье – Л.) и мужики из ближайших деревень».
      Далее началась неразбериха, кто-то защищал хлеб, кто-то воспользовался случаем пострелять и пограбить. Однозначной картины происшедшего нет. Бунт был подавлен за одну ночь, хлеб был оставлен в монастыре.
      Русский публицист и общественный деятель М.О. Меньшиков (1859-1918) писал: «Эх, Росея! Курьезнее этого «восстания» и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 пудов хлеба в монастырь, но когда те ехали на лодке и везли архимандрита (Иосифа- Л.), прикрываясь им, с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет. Вечером уже прибыли латыши в качестве усмирителей. Сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия, расстрелы….»
      Отец Иосиф выжил. После закрытия Иверского монастыря в 1927 году переселился на жительство в Валдай. В дни больших церковных праздников епископ Иосиф служил в Троицком соборе. Скончался 14 декабря 1930 года. За несколько дней до кончины сказал: «Похороните меня как простого монаха». Он ходил дома в черных монашеских одеждах и погребен был в монашеском облачении, на Валдайском кладбище у церкви Петра и Павла.
      М.О. Меньшикова, совершенно не имевшего никакого отношения к данному восстанию, арестовали как организатора и тогда же, в 1918 году, расстреляли. Он похоронен за алтарем церкви Петра и Павла (далее, мы вернемся еще к этой персоне).
      А в Сквере Героев в центре Валдая есть могила продовольственного комиссара, который «геройски погиб» все в том же 1918 году. При каких обстоятельствах не ясно, как и не ясно, имел ли данный комиссар отношение к описываемым событиям, но такое вот интересное переплетение судеб и захоронений в трех исторических местах Валдая.
      26 июля 2015 года, прах епископа Валдайского Иосифа торжественно перезахоронен в некрополе Иверского монастыря (перенесен со старого городского кладбища).

      Илья Васильевич Копылов (Орлов) (1795-1862)

      Актёр Александринского (1825-1928) и Малого Московского (1828-1848) театров. Дворянин. Новогородский помещик. Дебютировал в 1825 году в Петербурге. В 1845 году покинул Москву и перешел на провинциальную сцену. Играл вторые роли в трагедиях, драмах, комедиях. Стремился играть "благородных" героев, но не имел в этих ролях успеха. В то же время его исполнение характерных, народных типов - Осип ("Ревизор"), Могильщик ("Гамлет") - вызвало восторженный отзыв Белинского.

      Монахиня Матрона (Богорош) (1930-2012) Проживала в монастыре с 1998 года.

      Похороны монахини Матроны.

Источник фото: www.iveron.ru/1/2/14/671/


      Протоиерей Алексий Буланушкин (1951–2006) 23-24

      Первый полковой священник в постсоветской армии. В начале 90-х годов приказом Министра обороны Российской Федерации был зачислен в состав одного из полков 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане. Это кадровое решение сразу приобрело большой политический резонанс и в силу своей значимости было названо "историческим" и "революционным", поскольку ничего подобного с 1917 года в Российской армии не бывало.
      По воспоминаниям о. Алексия первые дни «едва переступал КПП части, как солдаты сбегались, чтобы посмотреть на меня, словно на невиданное чудо. То и дело слышал за спиной: "Смотрите, поп идет!" Ко мне стеснялись подходить не только солдаты, но и офицеры».
      Каждую неделю он выезжал в дальние гарнизоны. Всегда без охраны. Ему рады были в парке боевых машин, на вертолетной площадке, на войсковом полигоне. Он был свой, понятный и доступный для всех.
      В Таджикистан он приехал в семидесятые годы после службы в ракетных войсках. После окончания вечернего техникума поступил в Московскую духовную семинарию сразу на второй курс, сдав экстерном экзамены за первый. В 1979 году был рукоположен архиепископом Варфоломеем в сан диакона. Через год - в сан иерея. Строил и восстанавливал православные храмы в Киргизии, Туркмении.
      Для меня лично, этот персонаж оказался интересен тем, что, как оказалось, именно Буланушкин в 1993 году занимался первоначальным восстановлением и осуществлял руководство храмом Александра Невского в Ашхабаде (Туркменистан), в котором я в 90-е годы была крещена.

      Иеромонах Нил (Михайлов)(1968-2012),
     Послушник Сергий (Астраханцев)(1974-2012),
     Иеромонах Сергий (Бирюков) (1972-2012).

      9 декабря 2012 года на трассе Москва - Санкт-Петербург в Новгородской области при столкновении легковой автомашины с грузовиком погибли три священника. В легковую машину, в котором ехали священнослужители врезался прицеп грузовика. В результате от полученных ранений на месте происшествия скончались 34-летний иеромонах Нил Михайлов и 28-летний монах Сергей Астраханцев. Третий монах – Сергий Бирюков был доставлен в больницу в тяжелом состоянии. 12 декабря он тоже скончался.


      Игумен Стефан (Попков)(1946-2009)

      Первый наместник Иверского монастыря после его восстановления в 1991 году. На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители. Напомним, что с 1918 по 1991 год в монастыре находились попеременно трудовая артель, музей краеведения, госпиталь, школа, дом отдыха, лыжная база. Некоторое время монастырские постройки стояли в совершенном разорении и запустении.

      Иеродиакон Александр (Самуйлов) (1952-2008) Подвизался в Иверском монастыре с 1995 года (с 1998 года в монашеском и диаконском чине).

      Часовня Панаевых

      На территории знаменитого Иверского монастыря с благословения архимандрита Лаврентия была возведена семейная усыпальница семьи Панаевых. В ней под тремя саркофагами, выполненными из камня, покоится прах нескольких членов семьи Панаевых.
      Построение усыпальницы осуществлялось на денежные средства Панаева Валериана Александровича, который был двоюродным братом известного И.И. Панаева – писателя, журналиста, а также одного из редакторов популярного журнала «Современник».
      Панаев Валериан Александрович являлся не только строителем железной дороги, но также был автором книг и отчетов по железнодорожному строительству и экономике, создателем «Панаевского» музыкального театра в городе Петербурге. На заработанные деньги его братом Ипполитом и им было принято решение выстроить фамильную усыпальницу-часовню, которая, в первую очередь, предназначалась для их покойной матери, которая на тот момент была похоронена на территории Иверского монастыря.
      Мать Панаевых – Елена Матвеевна – прикладывала много сил для воспитания всех своих сыновей: Аркадия, Илиадора, Валериана и Ипполита. В середине 1854 года до нее дошел ложный слух о гибели своего сына Аркадия (обучающегося в Петербурге –Л.), и она так и не смогла перенести столь суровое испытание. Перед смертью она попросила похоронить ее на территории Иверского монастыря. В 1870 году горячо любящие ее сыновья преподнесли своей матери последний подарок – именную усыпальницу, в которую перенесли ее прах.
      Спустя некоторое время, В.А. Панаев похоронил в усыпальнице свою младшую дочь Валентину, которая скончалась после родов. Будучи совсем юной, она умерла, не достигнув своего двадцатилетия. В 1886 году рядом со своей племянницей и матерью был похоронен Илиадор Панаев, который на протяжении всей своей жизни был удивительно музыкально одаренным человеком.
      Все совершенные погребения семьи Панаевых связаны с нелегкими судьбами выдающихся русских людей, которые получили право навсегда быть связанными с землей православного Иверского монастыря, а также архимандритом Лаврентием, который в 1876 году также был похоронен в этой обители.


Братское воинское захоронение времен Великой Отечественной войны

      Благодаря Валдайским краеведам, стали известны имена, солдат похороненных в этой могиле, находящейся у стен монастыря с восточной стороны:

      ст. сержант Дятлов Григорий Александрович, погиб 07.01.1943 г.;
      рядовой Воробьев Сергей Алексеевич, погиб 06.02.1944 г.;
      рядовой Букреев Василий Егорович, погиб 14.01.1943 г.;
      рядовой Кирин Иван Васильевич, погиб 14.01.1944 г.;
      рядовой Ксендзов Антон Васильевич, погиб 10.01.1942 г.;
      рядовой Ларионов Феодор Григорьевич, погиб 16.03.1944 г.;
      рядовой Рожков Павел Петрович, погиб 14.03.1944 г.

      Ежегодно, на этом месте, 9 мая, в День Победы проводятся молебны обо всех воинах почивших в Валдайской земле.

      На этом обзор некрополя Иверского монастыря можно завершить. Впереди - продолжение Валдайских историй и знакомство с кладбищами города.


Продолжение


Лада (LNT)     
август 2015 г.     

/Кладбища России/


          При полном или частичном использовании материалов ссылка на НП "Общество Некрополистов" обязательна.
          © Некоммерческое партнерство "Общество Некрополистов" 2008 г.